Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАВЛИН
54, С. 152-153 опубликовано: 19 октября 2023г.


ПАВЛИН

Павлин, еп. Нолы. Витраж в соборе Непорочного зачатия Девы Марии (Новый) в Линце, Австрия. 1910–1924 гг.
Павлин, еп. Нолы. Витраж в соборе Непорочного зачатия Девы Марии (Новый) в Линце, Австрия. 1910–1924 гг.

Павлин, еп. Нолы. Витраж в соборе Непорочного зачатия Девы Марии (Новый) в Линце, Австрия. 1910–1924 гг.
[Павлин Милостивый, Ноланский; лат. Paulinus Nolanus; полное имя - Понтий Меропий Аниций Павлин] (между 352 и 355, Бурдигала (ныне Бордо, Франция) - 22.06.431, Нола, Италия), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель. О жизни П. известно гл. обр. из его переписки и составленных им стихотворений, а также благодаря упоминаниям в сочинениях его современников (блж. Августина, блж. Иеронима Стридонского и др.). Описание кончины П. составил пресв. Ураний (CPL, N 207); его лит. произведения перечислены в каталоге Геннадия Массилийского (Марсельского) (Gennad. Massil. De vir. illustr. 49). Сведения, к-рые содержатся в более поздних источниках, носят преимущественно легендарный характер.

П. происходил из галло-рим. сенаторского рода; учился у грамматика, поэта и ритора Децима Магна Авзония, к-рый считал его своим лучшим учеником. В 378 г. был включен в состав рим. сената и впосл. получил курульную магистратуру (вероятно, должность проконсула Кампании). Возможно, провел нек-рое время в Медиолане, где познакомился со свт. Амвросием. Впосл. П. вернулся в Бурдигалу и женился на Теразии, принадлежавшей к испан. аристократическому роду. Вероятно, в 389 г. П. принял крещение от еп. Дельфина. Во Вьенне он познакомился со св. Мартином, еп. Туронским (Турским), к-рый исцелил его от слепоты. При неясных обстоятельствах погиб брат П., ему самому угрожали конфискация имущества и смертный приговор; избавление от опасности он приписывал чуду. Последовательность этих событий и их причины достоверно неизвестны. П. переселился в Испанию, прекратив все контакты с галльскими родственниками и друзьями; там родился их с Теразией единственный сын Цельс, проживший всего 8 дней. Вероятно, под влиянием этих обстоятельств П. решил посвятить свою жизнь служению Богу и стал распродавать свои земельные владения, чтобы использовать вырученные средства для благотворительности. На Рождество Христово 394 г. в Барциноне (ныне Барселона) он был рукоположен во пресвитера. В 395 г. вместе с Теразией отправился в Кампанию и поселился у гробницы св. Феликса, к-рого считал своим небесным покровителем. На средства П. и Теразии базилика святого была расширена, к ней пристроили новый храм, жилые и хозяйственные помещения и др. здания; святилище стало местом паломничества (см.: Ebanista. 2003).

Община аскетов, основанная П. и Теразией, была одним из первых монашеских объединений на Западе. П. переписывался со мн. влиятельными церковными деятелями, богословами и аскетами; нек-рые из них приезжали в Нолу, чтобы встретиться с ним. Среди его корреспондентов были блж. Августин, свт. Виктриций Ротомагский (Руанский), свт. Евхерий Лугдунский (Лионский), блж. Иероним Стридонский, прп. Мелания Старшая, свт. Никита Ремесианский, Руфин Аквилейский, Сульпиций Север. Многие из них не ладили друг с другом, однако П. стремился поддерживать дружеские отношения со всеми, кто разделяли его аскетические убеждения.

В 409 или 410 г. П. был возведен на епископскую кафедру Нолы (вероятно, после смерти Теразии). Вскоре Нола была разграблена вестготами под предводительством Алариха. Предположительно, об этом событии идет речь в предании, изложенном свт. Григорием I Великим: во время вторжения вандалов П. истратил все церковные средства на выкуп пленных и предложил заменить собой единственного сына вдовы, захваченного варварами. Долгое время он работал огородником у некоего знатного вандала, к-рый уважал его за мудрые суждения. Узнав, кем был П., варвар вернул ему свободу, позволив взять с собой всех пленных жителей Нолы (Greg. Magn. Dial. 3. 1; ср.: Flodoardus Remensis. De Christi triumphis apud Italiam. XIII 10 // PL. 135. Col. 843-844).

Благодаря аскетическому образу жизни, щедрой благотворительности и лит. дарованиям П. приобрел безупречную репутацию и пользовался большим уважением среди современников (Hydat. Chron. 81; Eucherius Lugdunensis. De contemptu mundi // PL. 50. Col. 718-719). Впосл. свт. Григорий Турский восхвалял П. за отречение от мирской славы и богатства и за его стремление помогать нуждающимся (Greg. Turon. Glor. conf. 108).

Сочинения

Эпистолярные (CPL, N 203) и поэтические (CPL, N 202) произведения П. написаны изысканным стилем с обилием риторических отступлений, что делает их сложными для восприятия. Из ранних поэтических работ П. известен панегирик имп. Феодосию I Великому в честь победы над узурпатором Евгением (не сохр.). После обращения к аскезе П. писал только на религ. темы, воспринимая поэтическое творчество как служение Богу («литературная аскеза»). Опираясь на античное наследие (Овидий, Вергилий, Лукан, Катулл) и на творчество своего учителя Авзония, П. использовал светские лит. жанры, наполняя их христ. содержанием. Т. о., христ. идеи выражались при помощи античных художественных средств. В пространных письмах П. изложены его представления о всемирном сообществе аскетов, связанных узами братской любви. Среди сочинений, к-рые приписывались П.,- стихотворное Житие св. Мартина, к-рое в действительности составил галльский поэт Павлин из Петрокорики (CPL, N 1474).

Почитание

Поминовение П. указано под 22 июня в Иеронимовом Мартирологе и в каролингских «исторических» мартирологах. Его гробница находилась в святилище св. Феликса в Чимитиле близ Нолы. При неизвестных обстоятельствах мощи П. были перенесены в Рим, где они хранились в ц. Сан-Бартоломео-алль-Изола. В 1909 г. с разрешения папы Римского Пия X святыня была возвращена в Нолу (в память об этом событии установлено празднование 15 мая) и ныне хранится в кафедральном соборе.

В 1669 г. в Лилле (Франция) было создано братство садовников во имя П., покровителя этой профессии. В 1686 г. братство добилось передачи ему частицы мощей святого. Кроме того, П. был покровителем мельников в Тюрингии.

Возможно, П.- основатель традиции колокольного звона. Достоверно подтвердить или опровергнуть внедрение П. в практику церковной службы использование колоколов нельзя. По свидетельству Валафрида Страбона, производство колоколов первоначально было сосредоточено в Ноле. Однако хронист не упоминает о П. в этой связи (PL. 114. Col. 924). О производстве колоколов в Ноле сообщали также Гонорий Отёнский (XI в.) (PL. 172. Col. 588), Ансельм, еп. Хафельбергский (1129-1155) (PL. 188. Col. 1233-1234), французский литургист Вильгельм Дюранд (XIII в.) (Gulielmus Durandis. 1859. P. 32) и флорентийский хронист XIV в. Джованни Виллани, но и они не связывали это с деятельностью святого. Во 2-й пол. XVII в. кард. Джованни Бона, опираясь на труды Валафрида Страбона, предположил, что именно П. стал использовать колокола в церковной службе. Совр. археологические данные подтверждают возникновение производства колоколов в Ноле ок. VI в. (Ebanista. 2007). Однако участие в нем П. известно только из позднего агиографического предания.

В слав. традиции П. получил прозвание Милостивый (ЖСв. Кн. 5. Ч. 2. С. 315-320).

Соч.: Epistolae // PL. 61. Col. 11-936; 33. Col. 462-470; Opera. Parisiis, 1685. 2 vol.; Opera / Ed. W. Hartel. Pragae, 1894. 2 Bde. (CSEL; 29-30); Letters / Ed. P. G. Walsh. L., 1966; Letters. Westminster, 1966-1967. 2 vol.; I carmi. Napoli, 1966. 2 vol.; Antologia di carmi. Messina, 1971; Le lettere. Napoli, 1992. 2 vol.; Epistulae=Briefe / Übers. M. Skeb. Freiburg; Basel, 1998. 3 Bde; Thesaurus / Ed. P. Tombeur. Turnhout, 2000; Operum concordantiae / Ed. M. Skeb. Hildesheim, 2000. 3 Bde; Carmina / Ed. F. Dolveck. Turnhout, 2015. (CCSL; 21).
Ист.: BHL, N 6558-6561; ActaSS. Iun. T. 4. P. 193-237; Gulielmus Durandis. Rationale Divinorum Officiorum / Ed. J. Seletho. Napoli, 1859; Études historiques sur la vie et les écrits de St. Paulin: Évêque de Nole / Éd. Fr. Souiry. Bordeaux, 1853-1854. 2 vol.
Лит.: Fabre P. Essai sur la chronologie de l'œuvre de Saint Paulin de Nole. P., 1948; idem. Saint Paulin de Nole et l'amitié chrétienne. P., 1949; Murphy F. X. Rufinus of Aquileia and Paulinus of Nola // REAug. 1956. Vol. 2. N 1/2. P. 79-91; Celletti M. Ch. Paolino // BiblSS. Vol. 10. Col. 156-162; Frend W. H. C. Paulinus of Nola and the Last Century of the Western Empire // JRS. 1969. Vol. 59. N 1/2. P. 1-11; Lienhard J. T. Paulinus of Nola and Early Western Monasticism. Köln; Bonn, 1977; Atti del Convegno su Paolino di Nola (Nola, 20-21 marzo 1982). R., 1984; Desmulliez J. Paulin de Nole: Études chronologiques (393-397) // REAug. 1985. Vol. 20. P. 35-64; Perrin M.-Y. Ad implendum caritatis ministerium: La place des courriers dans la correspondance de Paulin de Nole // MEFR.A. 1992. Vol. 104. N 2. P. 1025-1068; Trout D. E. Paulinus of Nola: Life, Letters, and Poems. Berkeley, 1999; Conybeare C. Paulius Noster: Self and Symbols in the Letters of Paulinus of Nola. Oxf., 2000; Mratschek S. «Multis enim notissima est sanctitas loci»: Paulinus and the Gradual Rise of Nola as a Center of Christian Hospitality // JEastCS. 2001. Vol. 9. N 4. P. 511-553; idem. Der Briefwechsel des Paulinus von Nola: Kommunikation und soziale Kontakte zwischen christlichen Intellektuellen. Gött., 2002; idem. Augustine, Paulinus and the Question of Moving the Monastery: Dispute between Theologians or between Actors of History? // Inter cives necnon peregrinos / Ed. J. Hallebeek. Gött., 2014. P. 545-563; Ebanista C. «Et manet in mediis quasi gemma intersita tectis»: La basilica di S. Felice a Cimitile: Storia degli scavi, fasi edilizie, reperti. Napoli, 2003; idem. Paolino di Nola e l'introduzione della campana in Occidente // Dal fuoco all'aria: Tecniche, significati e prassi nell'uso delle campane dal Medioevo all'eta Moderna / Ed. F. R. G. Petrella. Pisa, 2007. P. 325-353; Kiely M. M. The Interior Courtyard: The Heart of Cimitile/Nola // JEastCS. 2004. Vol. 12. N 4. P. 443-449; Nie G. Paulinus of Nola and the Image within the Image // Reading Images and Texts: Medieval Images and Texts as Forms of Communication: Papers from the Third Utrecht Symposium on Medieval Literacy, Utrecht, 7-9 Dec. 2000 / Ed. M. Hageman, M. M. Mostert. Turnhout, 2005. Vol. 8. P. 261-289; Portbarré-Viard G. H. Descriptions monumentales et discours sur l'édification chez Paulin de Nole: Le regard et la lumière (Epist. 32 et Carm. 27 et 28). Leiden; Boston, 2006; Desmulliez J., Vanhems C. Paulin de Nole et ses correspondants: Une même communauté spirituelle? // Correspondances, documents pour l'histoire de l'Antiquité tardive: Actes du colloque intern., Univ. Charles de Gaulle, Lille, 20-22 nov. 2003. Lyon, 2009. P. 393-417; Nazzaro A. V. Paolino di Nola: Teologo sapienziale? // Poesia e teologia nella produzione latina dei sec. IV-V / Ed. F. Gasti, M. Cutino. Pavia, 2013. P. 13-29.
И. М. Косов
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Епископы Римско-католической Церкви Святые Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Литература раннехристианская Павлин [Милостивый] (между 352 и 355 - 431), святой (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), епископ Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель
См.также:
МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
ВАЛЕНТИН († ок. 273), еп. Интерамнский, сщмч. (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.)
ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ
ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.)
ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)
ИУЛИАН (до 644 - 690), св. (пам. зап. 14 янв., 29 янв.), еп. г. Толет, церковный писатель
КЕНТИГЕРН († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия)
КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая)
КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)
МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня)
ПАВЛИН еп. г. Треверы († 358), св. (пам. зап. 31 авг.)